К 75-летию Победы / 75 Jahre Kriegsende

Возвращение в Севастополь. 9 мая 1944.  Автор Евгений Халдей, фотохроника ТАСС.

Снова жизнь! Севастополь, май 1944.  Автор Евгений Халдей, фотохроника ТАСС. Снимок был под запретом из-за идеологии военного времени.
Севастополь, май 1944.  Автор Евгений Халдей, фотохроника ТАСС.

„А после войны отец был в полном забвении, – рассказывает Анна Ефимовна Халдей. В 90-е он перенёс две операции. Денег совсем не было, он был нищим. И вот в 1995 году к нам в московскую квартиру к нашему стыду пришёл немец, который, можно сказать, открыл миру фотографа Евгения Халдея.

И началось такое шествие фотографий Халдея по миру.

Этот человек организовал во Франции фестиваль в честь 50-летия Победы. Оформил визы и все остальные документы. Я с отцом тогда летала. У Халдея уже были проблемы со зрением, но он не хотел показать свою слабость.“

Так заканчиваются войны. Мыс Херсонес. 12 мая 1944. Из цикла фотографий „Зачем война?“
Автор Евгений Халдей, фотохроника ТАСС.
Советские воины водружают Знамя Победы над поверженным рейхстагом. Берлин. Май 1945. 
Автор Евгений Халдей, фотохроника ТАСС.

„Отец рассказывал, что, когда Красная Армия вошла в Берлин, каждый мечтал на Рейхстаге водрузить свой флаг. Рвали даже штандарты фашистские, где была красная ткань, чтобы сшить из этих кусочков красное знамя. А отец всё продумал заранее. Он был в Австрии, снимал там 28 апреля освобождения страны от фашизма. И вот он прилетел в Москву сдавать работы. Зашёл в фотохронику ТАСС и за бутылку водки взял оттуда три красные скатерти. Ещё до войны он жил у одного портного. Пришёл к нему, и они за одну ночь сшили три флага. Из простыней отец вырезал серп и молот и нашил сам на знамёна. Потом эти флаги обернул вокруг себя, ремнём всё закрутил и полетел в Берлин. Прилетел и пошёл к Рейхстагу. И ребят, которые на снимке, нашёл просто по пути. А у киевлянина Алексея Ковалёва, который знамя держит, у него 9 мая день рождения, ему 19 лет исполнялось.

Водружали флаг они 2 мая, и тогда ещё немцев много по подвалам пряталось. Они поднялись по лестнице Рейхстага, которая горела и рушилась. Но отец посмотрел, что это ближайшая к нему лестница, по которой можно подняться. А наверху, на крыше, там были скульптурные группы, похожие шахматные фигуры, на пешки. И Халдей начал наших красноармейцев выстраивать в композицию. Но кадр не получался.

Тогда он попросил, чтобы Алексей Ковалёв залез на эту пешку и с флагом наклонился вниз. «А если я свалюсь?» — спросил Ковалёв. И тогда второй парень — Абдулхаким Исмаилов подстраховал и взял его за сапог. И всё, так получился кадр, облетевший весь мир, в котором всё понятно: советский солдат над поверженным Берлином, фашизм пал. Потом была ретушь, потому что у Абдулхакима на обоих руках были часы. Отец плакал и иголкой с негатива удалял вторые часы. Такой кадр нельзя было пускать, поскольку это посчитали бы мародёрством. Но отец рассказывал, что самым дорогим из вещей на войне для любого солдата были сапоги или часы.“

Севастополь, 1944. Автор Евгений Халдей, фотохроника ТАСС.

„Однажды к отцу подошёл бельгийский кинорежиссёр Марк Гроссе и сказал: «Моя еврейская мама велела целовать вам руки». И он попросил, если отец разрешит, то он хотел бы сделать фильм о нём. И в итоге в 1997 году появился замечательный фильм «Евгений Халдей — фотограф эпохи Сталина». Это единственный фильм об отце. Его в итоге показали в 24 странах мира, а наша страна этот фильм не приняла. Мне сложно понять, почему так происходило. Но его, конечно, давили сильно.“

*Фото из личного архива Анны Халдей и книги «Дороги войны Евгения Халдея»

** Материалы предоставлены на сайте „Севастопольский новостной портал“

Schreibe einen Kommentar

Deine E-Mail-Adresse wird nicht veröffentlicht. Erforderliche Felder sind mit * markiert